ИССЛЕДУЕМ КОЛЛЕКЦИЮ МУЗЕЯ

В этой рубрике мы будем рассматривать работы из коллекции музея с точки зрения истории искусства и культурологии, рассказывать об особенностях мозаичных панно и произведений, которые стали для них источниками вдохновения. В этой статье мы поговорим о работе А. А. Горбунова “Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера”.

“Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера” – мозаичное панно из мастерской А. А. Горбунова (г. Сибай) притягивает взгляд плавной текучестью образов и загадкой, сокрытой в сюжете оригинальной картины. Работа поступила в коллекцию музея в 2006 году и является одним из самых необычных экспонатов собрания. Мозаика выполнена из файзулинской яшмы, кварцита и магнезита.  

Сальвадор Дали "рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера"

Оригинал, послуживший основой для мозаичной картины, – работа художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Его подход к живописи принято называть “психическим автоматизмом”. Художник черпал визуальные образы из своих сновидений и фантазий, наполняя картины глубоким личностным смыслом. Эксперименты с авангардными направлениями и следование принципам академизма слились в картинах Дали в узнаваемый, фантасмагорический стиль, где строгий, чистый сверхреализм исполнения становится проводником для хаоса бессознательного. 

“Переводить невнятный бред на язык физической реальности” – таково было творческое кредо художника. 

Картина “Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера” была написана в 1940 году и сейчас находится в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, штат Флорида (не символично ли, что обе работы находятся в Петербурге – но на противоположных концах света?) 

Сальвадор Дали Рынок рабов с исчезающим бюстом вольтера
Сальвадор Дали – “Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера” (Источник: arthive.ru)

Мозаичное панно мастерской А.А.Горбунова с точностью повторяет образы и их расположение с оригинальной работы. В левом углу картины мы видим задумчивую женщину. Вероятнее всего, это Гала – муза художника. Она внимательно рассматривает двух дам в традиционных голландских платьях. Если отойти от картины и приглядеться, станет ясно, что издалека их силуэты образуют лицо пожилого мужчины. Это и есть спрятанный в картине Вольтер, точнее, образ его известного бюста авторства Ж. Гудона (1778 год). Вокруг Вольтера расположены фигуры рабов, а абстрактно-текучий фон картины навевает мысли о “нигде и везде”, зыбком пространстве сновидения, где рождаются замыслы художника. 

Дали прибегнул здесь к одному из своих любимых приёмов – технике “двойного изображения”, когда за одной визуальной формой кроется еще несколько. Художникам мастерской А. А. Горбунова удалось воплотить этот эффект в работе с камнем. 

Дали описывал создание этой картины как попытку заставить “ненормальное выглядеть нормальным, а нормальное — ненормальным”. “Рынок рабов…” – один из ярких примеров параноидально-критического метода Дали. 

Суть метода заключалась в том, чтобы “высвободить” мысли, спрятанные глубоко в подсознании. Чтобы достичь этого, по мнению Дали, нужно обладать разумом сумасшедшего, чье сознание не сковано рамками рационального. Но Дали вовсе не считал себя безумцем. Он утверждал, что его “параноидальные образы” исходят от рационального, то есть, критического начала его сознания.  

Картина “Рынок рабов…” также является отпечатком бессознательного художника. Разгадать замысел автора помогает его собственная заметка о создании работы:

 «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стерла и образ Вольтера, и все следы скептицизма». 

Полотно, пропитанное духом нереальности сна, говорит о том, как участие Гала помогло Дали еще глубже соединиться с собственным подсознанием и раскрыть творческий потенциал, основанный на свободном следовании полету воображения. 

Что поражает в мозаичном панно, повторяющем картину, – так это искусный подбор материалов и филигранная точность исполнения. Структура камня то усиливает ощущение текучести, зыбкости образов, то подчеркивает строгий реализм отдельных элементов, создавая новую грань восприятия работы Дали. Этот художественный диалог на языке различных материалов пронзает само время.

Увидеть мозаичную картину “Рынок рабов…”, испытать на себе игру “двойного изображения” и попробовать отыскать собственные смысле в сюрреалистическом полотне можно в Музее флорентийской мозаики. Панно находится в одном из залов нашего музея.

Оставить заявку

Имя*
Предпочтительный способ связи
Телефон*
Email
Комментарий