EN

ЭКСПОЗИЦИЯ

Коллекция музея представлена в восьми залах

Зал портретов исторических деятелей

К наиболее уникальным произведениям, экспонируемым в данном зале, относятся мозаичные портреты Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина из янтаря работы А.Журавлевым. В процессе их создания применялись уникальные технологии покраски и обработки «солнечного камня». Для придания мозаике большей интенсивности цвета был использован специальный светоотражающий материал. Подобные методы работы с янтарем были утрачены. А.Журавлев «оживил» их в ходе кропотливых исследований исторических документов XVI – XXVII вв., что позволило воссоздать легендарную Янтарную комнату Екатерининского дворца.

Зал санкт-петербурга

Зал объединяет работы петербургских мастеров и художников из других регионов России, посвятивших свои произведения Петербургу. Среди экспонатов отдельно стоит упомянуть редчайшие образцы флорентийской мозаики:

Работы, выполненные в мастерской Марата Акбарова (Санкт-Петербург)

– Панно «Никольский собор». Отличительная характеристика работы – тончайший подбор камней, благородная колористика и «ювелирная» проработка деталей. Бирюза, используемая для изображения храма, передает практически невоспроизводимый иными способами цвет стен собора, освещенных фонарями.  

– Шкатулка «Царь-плотник», в которой мозаичные вставки расположены на основе из яшмы. Это поистине шедевр современного камнерезного искусства. Миниатюрное изделие мастера создано в черно-белом варианте, что предполагало решение невероятно сложной задачи: подбор оттенков черных и белых камней так, чтобы в результате возник полноценный образ Петра I. Кажется невероятным, что лик царя не прописан красками, а «соткан» из переливов фактуры камня, передающих эмоциональный накал сцены: сосредоточенность, физическую напряженность движения, подверженность объектов воле «плотника».

Мозаики, выполненные в мастерской Анатолия Нигматуллина (Уфа)

– Декоративное панно «Зимняя канавка» – великолепный образец мозаичной картины, единственная подобная реплика на произведение художника И. Урениуса (1812). Панно оформлено авторской «авангардной» рамой, выполненной из серо-зеленой яшмы, и составляет с ним единую композицию. В двух миниатюрных медальонах, вписанных в раму, прочитываются изображение Исаакиевского собора и силуэт Петропавловской крепости.

– Декоративное панно «Казанский собор» создано в авангардном стиле, что является своего рода прологом для понимания искусства абстракции Б. Ошкукова, которое представлено в зале его имени.

Зал дальнего востока

Работы, вставленные в данном зале, в основном относятся к хабаровской школе.

Шедеврами современного мозаичного искусства являются произведения, выполненные в мастерской Геннадия Павлишина (Хабаровск).

– Три монументально-декоративных панно времена года: «Зима», «Осень» и «Весна». Они стали гармоничным продолжением самых высоких достижений Г. Павлишина, получившего международное признание. Поражают не только масштабы всех трех произведений, но и редчайшая проработка перспективы, пропорций и колористики, что делает панно абсолютно соразмерными величию природы Дальнего Востока. Эти произведения практически беспрецедентны в современном мировом искусстве флорентийской мозаики.

– Декоративное панно «Снежный барс». Безупречная композиция мозаики передает естественность уверенного в своих силах безмятежного зверя. Для передачи полноценной, живой атмосферы мгновения мастер использовал множество дальневосточных минералов: яшму, чароит, агат, тигровый глаз, скарн, ирнимит, лазурит.

– Декоративное панно «Неясный исход». Три тигра кидаются на медведя, финал их борьбы неизвестен. Изначально эта работа предназначалась для продажи в США. К счастью, ее удалось приобрести для музея флорентийской мозаики.

Декоративное панно, выполненное в мастерской Анатолия Голобкова (Хабаровск).

– Мозаика «Хозяин тайги» представляет собой одно из самых совершенных произведений, выполненных в современной России в технике флорентийской мозаики. Рисунок, композиция, подобранные для воплощения замысла камни максимально точно передают естественность сцены в лесной чаще.

Зал урала

Экспонируемые в данном зале произведения созданы, в основном, в мастерских Башкортостана. Среди наиболее значимых – работы художников С. Чулкова, Д. Девятова и А. Горбунова.

– Реплики С. Чулкова на мозаичные картины из Янтарной комнаты Екатерининского дворца, отображающие пять органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Для оригинальных мозаик Екатерининского дворца образцом послужили эскизы итальянского художника XVIII в. Джузеппе Дзокки. Три из четырех оригинальных мозаик Янтарной комнаты погибли во время войны и только одна чудом уцелела, так как была похищена немецким офицером и вывезена в Германию. Позже она была обнаружена в Германии в 1993 г. и возвращена в Россию в 1996 г.

Мозаики Дамира Девятова (Сибай)

– Декоративное панно «Бабушкин сад» – реплика на знаменитую работу Василия Поленова. Живопись выдающегося художника кропотливо переведена Д. Девятовым в каменную мозаику: сохранено настроение, узнаваемы породы деревьев, сорта цветов. Подобного эффекта удалось достичь благодаря тому, что в относительно небольшом мозаичном панно использовано более 1000 деталей.

– Декоративное панно «Русский романс» – реплика А. Горбунова на картину Ильи Глазунова. Безупречно подобранные пластины камней передают и ощущение прелой осенней листвы, и прохладной воды в пруду, и настроение героини.

Зал таджикистана

Основу экспозиции зала составляют произведения мастерской мозаичиста Р. Батуралиева (Душанбе). Серия его декоративных панно «Мечеть», «Кишлак», «Саксаул», «Кипарисы», «Река» абсолютно достоверно передает самобытную атмосферу Средней Азии.

Зал Александра Белякова

Среди самых примечательных экспонатов зала – комод «Цветы и птицы». Его прообразом послужили уникальные предметы мебели, изготовленные в мастерских Pitre Dure во Флоренции XVII – XVIII вв. Основа комода выполнена из массива красного дерева. Мозаичные вставки, исполненные с высочайшим качеством, отсылают зрителя к эталонным образцам флорентийской мозаики.

Исключительно интересна японская тематика в творчестве мастерской. Декоративные панно по мотивам произведений японского художника Кацусики Хокусайя – «Фудзияма», «Большая волна в Канагаве». Подбор камня по текстуре и колориту искусно сделан в соответствии с изобразительным источником, хранящемуся в музее Метрополитен (Нью-Йорк). В «каменной палитре» присутствуют виолан, кремень, мрамор, кахолонг.

Зал Юрия Шевцова

Мозаики Ю. Шевцова, как правило, иллюстративны и апеллируют к литературным произведениям Пушкина, Гоголя, Бажова, Сервантеса, к народным сказкам. Его работы выделяются насыщенными, яркими красками и всегда узнаваемы. По мнению искусствоведов, Юрий Шевцов своего рода «фовист» среди мозаичистов. Мастер в основном использует уральские камни: родонит, агат, орская яшма – всего около тридцати видов минералов.

Зал Бориса Ошкукова

Борис Лазаревич Ошкуков (1948 – 2021) – российский художник, скульптор, мозаичист, автор многих абстракционистских проектов, меценат, врач. Основатель музея флорентийской мозаики и Doc Art Gallery.

Особого внимания заслуживают представленные в зале абстрактные композиции из различных минералов. Произведения, отобранные для экспозиции, представляют широкий спектр абстрактных форм – результат преображения иррациональных, бессознательных ощущений в рационализированные объекты самовыражения. К их созданию Б. Ошкуков приступил в начале 2000-х гг. Со временем им было создано оригинальное направление в абстракционизме, продолжившее традиции авангарда. Уникальность данного направления состоит не только в неповторимости идей, отраженных в абстрактной пластике, но и в их беспрецедентном соединении с техникой флорентийской мозаики.